Как сформировать установку на рост у детей и подростков: советы родителям и тренерам

Установка на рост: как развить мышление чемпиона у ребёнка

Время чтения 2-3 минуты
Автор:
Кузин Алексей
Тренер по ММА с педагогическим образованием.
Опыт работы с детьми и подростками — более 5 лет.
«Установка на рост» (growth mindset) — термин, введённый психологом Кэрол Двек. Он описывает веру в то, что интеллект, навыки и способности человека можно развивать при помощи усилий, правильных стратегий и практики.

В противовес ей существует «установка на данность» (fixed mindset) — идея, что способности даны раз и навсегда. Такие фразы как: «Мы в семье не математики», «У него руки не оттуда», «Ну не певец — и ладно» — могут казаться безобидными, но формируют у ребёнка ощущение, что он не может измениться.

Или почему все таки если человеку сказать 100 раз что он свинья, на 101 он хрюкнет. И почему, если говорить ребенку, что он бестолковый, то толковей он от этого не станет.

Даже Майкла Джордана когда-то не взяли в школьную баскетбольную команду. Но именно вера в рост и упорная работа сделали его легендой.

Почему установка на рост важна в обучении и воспитании

  • Мотивация к обучению
    Если ребёнок верит, что может развиваться, он охотнее пробует новое и упорнее тренируется. Это применимо в спорте, учёбе, творчестве.
  • Отношение к ошибкам
    При установке на рост неудачи — не приговор, а материал для размышлений и следующего шага.
  • Закрепление привычек
    Ребёнок, верящий в возможность развития, не бросает дело при первых трудностях. А это критично при формировании спортивных, учебных и бытовых привычек.

Как влияют взрослые:
фразы, которые формируют мышление

❌ Типичная фраза

Ты молодец, ты талант!

У тебя просто не получается

Победа — главное

🤯 Как воспринимает ребёнок

Я должен быть всегда лучшим

Я безнадёжен

Ошибка — провал

✅ Альтернатива

Ты вложил усилия — и это видно!

Посмотрим, как это можно улучшить

Ошибка — это часть роста

Что делать и как поддерживать

  • Хвалите усилия, а не талант
    Вместо «Ты лучший!» скажите: «Ты выложился по полной — и это дало результат!»
  • Учите извлекать уроки из ошибок
    После тренировки или боя: «Что сегодня было сложным? Как мы можем это натренировать?»
  • Используйте силу "ЕЩЁ"
    «Я ещё не умею делать бросок» — ключ к будущему, а не тупик.
  • Отмечайте динамику, а не сравнение
    Введите дневник успехов: «Неделю назад — 3 подтягивания, сегодня — 5!»
  • Рассказывайте вдохновляющие истории
    Примеры сильных людей - Майкл Джордан, Роналду и других, которые начинали с неудач и упорного труда.

Ошибки, которые ломают установку на рост

  1. Постоянное сравнение с другими: «Вон Миша из 5го подьезда уже английский выучил, а ты все сидишь!»
  2. Фокус только на результат: «Главное — медаль», «Или пятерка - или никак»
  3. Обесценивание стараний: «Старался? Всё равно проиграл»
  4. Щадящий подход: «Не давайте ему трудных задач, заданий — не справится, расстроится»

Пример из классических исследований:

В одном из экспериментов психолога Джона Барга участникам показывали слова, связанные со старостью — например, «медленно», «осторожно». После этого участники действительно начинали двигаться медленнее, чем до эксперимента.

Этот эффект показывает, насколько сильно установки и даже отдельные слова могут влиять не только на мышление, но и на физическое состояние человека.
Помните: доброе слово приятно не только кошке — перед вами живой человек, на которого вы реально влияете.

Ссылка на исследование

Если ребёнок сдался: что делать

  • Начните с малого
    Дайте маленькую, но посильную цель и помоги её достичь
  • Снимите ярлык
    Удалите ярлыки: «Ты ленивый» → «Давай найдём, как тебе будет легче начать»

  • Личный пример
    Покажи: рост = усилия + стратегия + поддержка

«Однажды я подслушал разговор, в котором учитель сказал инспектору, что я "бестолковый" и нет смысла держать меня в школе дальше. Последнее меня сильно обидело, я разревелся, побежал домой и рассказал всё маме. <…> Она вернулась со мной в школу и гневно сказала учителю, что он не знает, о чём говорит: у меня мозгов больше, чем у него самого».

Томас скажет:
«Меня сделала моя мама. Она была так искренна, так уверена во мне. И я чувствовал, что у меня есть то, ради чего стоит жить, кто-то, кого мне нельзя разочаровывать».
Самое важное:
Практическое внедрение
Сила слов - "Пока нет", "Еще нет"
  • Говорите: «Ты ещё не умеешь — и это нормально»
  • Составьте план: где сейчас и куда хочет прийти
    это может быть в форме карты навыков на листе А4, или в приложении. Важно, чтобы вы сделали ее совместно, если ребенок еще юный.
    Если у вас подросток, то сделать он ее захочет скорее всего самостоятельно. Примите это
  • Празднуйте маленькие успехи — это топливо для роста
    Отмечая тот факт, что именно систематические усилия привели к результату. Даже 10 минут вашего внимания в день - имеют значение!
Пример из работы тренера 1
Иногда встречаются по-настоящему одарённые и увлечённые дети. Всегда интересно понять - это врождённый талант или результат заботы взрослого, который направляет юное дарование.

Обычно природные таланты отличаются выдающимися физическими данными– скоростью, силой, что сразу бросается в глаза на фоне сверстников. А вот дети, которых поддерживают близкие, часто выделяются особым упорством, старательностью.

В моей практике особенно запомнились два случая, когда отцы систематически и грамотно развивали своих сыновей. Их поддержка заключалась в регулярных совместных тренировках, активном время препровождении и создании доверительных взаимоотношений. В итоге эти юноши проявили значительно больше упорства и целеустремлённости, чем их сверстники.

Что принесло ученику 14 лет заслуженные победы, а другого, юношу 7 лет победы еще ждут впереди. Пока 7 летний ученик побеждает на тренировках и делает это - уверенно.

Что доказала Кэрол Двек?

Кэрол Двек
1. Исследования с учениками
Дети с установкой на рост выбирали более сложные задачи, ошибались, но учились. Они добивались лучших результатов.

2. Эксперименты с похвалой
Хвалили за талант — дети боялись ошибиться и отказывались от сложных заданий. Хвалили за старания — сохраняли интерес и мотивацию.

3. Долгосрочные исследования
Дети с установкой на рост успешнее адаптировались к новым условиям, лучше учились, легче переносили трудности.


Основная работа Кэрол Двек
«Mindset: The New Psychology of Success» / на русском: «Гибкое сознание»

Видео эксперимента Кэрол Двек
и комментарии организаторов

Заключение

Установка на рост — не магия.
Это система, которая работает.
Пример из работы тренера 2
Из множества историй один случай вспоминается особенно ярко — история Миши, шести лет. Помню его на первой тренировке: он испуганно прятался за спиной у бабушки.

Мишино детство в основном прошло с бабушкой и дедушкой. Он был молчаливым ребёнком, с большими, грустными глазами. Но грусть в этих глазах задержалась ненадолго — потому что он пришёл ко мне тренироваться.
Даже самые простые упражнения Миша выполнял с неуверенностью, будто ждал, что вот-вот случится что-то плохое. Первые полгода он постоянно проигрывал в борцовских схватках. Но мы с дедушкой были рядом — поддерживали его, вселяли уверенность, шаг за шагом.

Прошёл год — и я не узнал Мишу. Он стал одним из самых активных детей. Начал баловаться, играть с ребятами, сам придумывал игры и звал других других играть. Что не очень полезно для тренировочного процесса, но весьма полезно для гармоничного развития ребенка. Так что мини-игры я чаще включаю в разминку, а так же в финальную часть тренировки.
Если вы слышите: «Он у нас гуманитарий», «Она у нас не спортсменка» — поделитесь этой статьей с родителями, которым это может помочь..
Возможно, вы измените чью-то судьбу.
Ребёнок, который верит в возможность изменений, формирует полезные привычки, устойчив к трудностям и не боится пробовать. Тренер, родитель, наставник — ты можешь повлиять. Не словами о таланте, а поддержкой усилий, уважением к процессу и верой в путь.

Заботой и верой вы поможете ребенку гармонично развиваться и открывать новые потрясающие перспективы развития.

Вам может быть интересно:
ОСЕ "ЯСЕНЕВО"
Новоясеневский пр-т, дом 24, корпус 4, 4-ый этаж, школа “Синтянь”
Телефон: +7 (925) 731 98 97
Электронная почта: spalex777@mail.ru