Время чтения 2-3 минуты

Как сформировать у ребенка полезную привычку?

Тренер по ММА с педагогическим образованием.
Опыт работы с детьми и подростками — более 5 лет.

Воспитание самодисциплины и формирование полезных привычек с раннего возраста — залог здорового развития ребёнка и его будущих успехов. В этой статье разберёмся, как именно формируются привычки и почему не стоит слепо верить в правило “21 дня”

Научное обоснование:
Человек начинал “узнавать” себя в зеркале через 21 день
В интернете часто встречается информация о том, что для формирования новой привычки требуется 21 день. Однако эта информация не совсем верна, поскольку основана на статье врача, где он рассказывал о том, что его пациентам требовалось примерно три недели, чтобы привыкнуть к своей новой внешности. Человек начинал “узнавать” себя в зеркале именно через 21 день, но это мало связано с тем процессом, который происходит, когда мы учимся чему-то новому на постоянной основе.

Подробнее о враче и о источнике, благодаря которому в культуру проник "миф" о 21 дней вы можете узнать - Maxwell Maltz, “Psycho-Cybernetics” (1960)
От 18 до 254 дней потребовалось на формировании новой привычки
Авторы отслеживали, как участники формируют привычки - регулярное питьё воды или прогулки и пришли к выводу, что время, необходимое на закрепление привычки, может сильно отличаться. Требуется от 18 до 254 дней. Хотя в исследовании участвовали взрослые, его выводы часто рассматривают как универсальные, включая детский возраст, так как описанные механизмы формирования привычки — регулярность, контекстная привязка и повторение — применимы и к детям.

Ссылка на исследование
Развитие саморегуляции, самодисциплины в детском и подростковом возрасте
Обратная связь, которую ребёнок получает от близких по поводу своих успехов, крайне важна, особенно в возрасте до 11 лет. Ученики, ещё не умеющие адекватно оценивать себя, зависят от окружающих, которые дают им оценочную обратную связь и суждения об их успеваемости. Похвала от родителей, учителей и сверстников, которым ребёнок доверяет, повышает уверенность в своих академических способностях.

Однако социальные убеждения имеют ограниченную силу в формировании устойчивого чувства самоэффективности. Как отмечал Бандура (1986), подорвать самоэффективность человека негативными установками гораздо легче, чем укрепить её позитивными. Тем не менее, поддерживающие слова и поощрения могут существенно укрепить старания и уверенность учащихся, особенно если они сопровождаются понятными условиями и инструкциями, способствующими успеху.

Следовательно, нам следует избегать высказываний вроде: “Ничего страшного, у нас в семье никто не разбирался в физике” или “Он у нас гуманитарий”. Пытаясь оправдать текущее положение дел подобными фразами, мы подрываем веру ребёнка в свои силы.

Ссылка на исследование
Самодисциплина превосходит IQ в прогнозировании успеваемости подростков
Получается, что нам нужно научить юношу самодисциплине. Или, как говорят классики советской педагогики "научиться - учиться"
Это исследование не столько о «привычках» напрямую, сколько о самодисциплине и волевых усилиях, которые являются базой для формирования любой устойчивой привычки у детей и подростков. Выяснилось, что способность к саморегуляции и формированию целенаправленных действий зачастую важнее, чем уровень IQ при достижении успехов в школе.

Ссылка на исследование

Способы формирования привычки

Для формирования привычки можно использовать несколько проверенных способов:
Первые в итоге показывали и лучшие результаты, потому что не боялись сложностей и больше учились на своих ошибках.
1. "Установка на рост" -
Термин введённый психологом Кэрол Двек. Означает, что вера человека в свои силы зачастую определяет его дальнейший рост.

Хвалите за усилия, а не за врождённые способности. Вместо «Ты такой умный!» лучше сказать «Ты здорово постарался и добился результата!»

Поощряйте интерес к процессу. Показывайте, что сам путь к результату и полученные знания важнее, чем оценка или быстрое достижение.

Относитесь к ошибкам спокойно. Объясняйте, что «ошибка — это способ выяснить, как делать правильно». Важнее анализировать, что пошло не так, и двигаться дальше.

В ряде экспериментов со школьниками и студентами Двек и её коллеги наблюдали, как дети реагируют на трудные задачи и неудачи. Они заметили, что одни дети рассматривают ошибки как показатель нехватки врождённых способностей (установка на данность), тогда как другие воспринимают ошибки как естественную часть обучения (установка на рост).

Важно, что дети с «установкой на рост» чаще выбирали задачи повыше уровнем, чем те, у кого «установка на данность».

2. Личный пример.

Один из самых важных факторов – это пример родителей. Если вы иногда ругаетесь дома матом, будьте уверены, что ваш ребёнок будет повторять это в школе.

Перед тем, как начать требовать соблюдение дисциплины нужно пристально, "под микроскопом" рассмотреть свою личность. Не подаете ли вы сами, не тот пример, а потом выдаете себе "скидку" за усталость? Не ругаетесь ли за рулем, или говоря с кем-то по телефону? Не много ли времени проводите у телевизора? Не часто ли ваш ребенок видит, как вы чокаетесь "за здоровья" со своими друзьями?

Точно так же дело обстоит и с другими деструктивными привычками: сначала ребёнок реализует их за пределами дома. Если вы хотите, чтобы ребёнок добивался успехов в спорте, в первую очередь занимайтесь с ним зарядкой, держите “лапы”, если у вас маленький боксер, работайте над гибкостью вместе. Первые шаги в новом виде спорта со временем станут приятным воспоминанием о вашем совместном времяпрепровождении.

Помните: дети перенимают от родителей как лучшие, так и худшие черты.

3. О целеполагании.
Важно, проговорить и объяснить ребенку, чем ему будет полезна та, или иная привычка. Важно, чтобы он ее сам принял и начал тоже к ней стремится. Так мы сформируем внутреннюю мотивацию.

Научное исследование дает нам понять, что когда у учащегося есть свой мотив к учебе, а не внешнее вознаграждение. Когда интерес внутренний и человек считает деятельность интересной и приносящей удовлетворение - он будет придавать больше смысла своей работе, и упорно продолжать трудится, даже сталкиваясь с трудностями и препятствиями.

Очень важно учесть, поправку на возраст. Для младших школьников и дошколят будет важно, чтобы вы напоминали им об этой цели. Акцентировали внимание на том, что эту цель ребенок выбрал сам. Важно, исключить эгоцентричный, авторитарный подход в стиле "Я отдал ребенка туда, куда надо! Как я сказал, так он делать и будет!" Показывая авторитарность для маленького человека вы кладете для себя бомбу замедленного действия, которая напомнит о себе в подростковом возрасте.

Если речь идет о подростках, и так случилось что в более раннем возрасте вы не успели определить зоны развития, или решили их поменять - то обязательно нужно, чтобы он выбрал самостоятельно новую область. Возможно ему придется за этим поехать на другой конец города, или вы не совсем будете понимать его увлечение национальным танцем народов крайнего Севера, важна здесь именно ваша поддержка и принятие.

Ссылка на исследование
4. Планирование и регулярность.

Чтобы двигаться к цели планомерно, а заодно научить ребёнка азам планирования, можно вместе составить общий план тренировок или занятий. Сначала покажите на своём примере (работа, хобби), а затем пусть ребёнок попробует сделать план сам. Это может быть чек-лист, где отмечаются посещения тренировок или утренняя зарядка.

Важно, чтобы ребёнок создавал его самостоятельно, даже если внешний вид схемы будет далёк от совершенства. Разместите этот лист на видном месте. Начните с недельного плана. Также можно воспользоваться игровой методикой dscpln, даря ребёнку наклейки за выполненные действия.

Когда ребёнок видит чёткий план перед глазами, он легче удерживает мотивацию и понимает, как действовать пошагово.

Наклеить звездочку, закрасить кружок - все это будет формировать опыт положительной обратной связи и поможет закрепить новое действие. А еще подарит вам много веселых моментов.

Сервис по созданию чек-листов

Необычная практика: поменяйтесь ролями

Вы тоже рисуете свой личные план новой привычки, например зарядка и позволяете ребенку контролировать выполнения вами этой привычки. Пусть ребенок наградит вас за выполнение привычки "звездочкой". Так вы покажите сильный личный пример, дадите ребенку почувствовать себя взрослым и улучшите процесс обучения.

Юноши в ходе тренировки учат новый прием
Узнайте, как удалось заинтересовать детей благодаря плакатам, по ссылке
5. Дополнительная мотивация.

Когда есть пример и план, можно дополнительно заинтересовать ребёнка, если ему не хватает мотивации. Каким образом? Показав пользу с новой стороны, дополнительно обсудив.

Иногда родители заранее оговаривают: “Если ты сделаешь A, то получишь B”. В таком случае распечатайте картинку “B” и прикрепите рядом с планом – это будет дополнительная мотивация.
Помните, такой мотивацией злоупотреблять нельзя, потому что она может увести от внутренней мотивации. И создать не реализуемые ожидания, что ребенок будет ждать дополнительных бонусов каждый раз, когда что-то сделает.

6. Регулярность. Привязка привычки к триггеру

Врачи рекомендуют нам принимать пищу в одно и тоже время, а нейропсихологи рекомендуют заводить новые привычки в одно и тоже время. Потому что это упрощает их запоминание и облегчает их выполнение в дальнейшем. Делая среду безопасной и предсказуемой, а новое действие ожидаемым.

Например "Когда мы заканчиваем ужин, мы сразу садимся за уроки". Такой подход опирается на триггеры: одно действие автоматически запускает другое.

7. Самостоятельность. Самая важная часть.

Поощряйте самостоятельный выбор формы и вида исполнения новой привычки. Самостоятельность появляется тогда, когда есть личная ответственность.
Если ребёнок сорвался, не выполнил план, важно не ругать, а разобраться в причинах, помочь вернуться к привычке как можно быстрее.
8. Позитивный настрой и общение.
К дополнительной мотивации можно добавить совместный просмотр подходящих фильмов и обсуждение нужной привычки в разных позитивных контекстах. Так вы поддержите у ребёнка интерес и положительные ассоциации с новой привычкой.

Заключение:

Из примеров великих людей: отец Моцарта сам был музыкантом и нередко давал уроки за деньги. Благодаря этому будущий великий композитор находился под пристальным вниманием талантливого педагога, который сумел привить и развить в нём выдающиеся способности. Отец и дедушка чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова были знаменитыми борцами.

Если в вашей семье нет музыкальных или спортивных традиций, это не значит, что ребёнок не может раскрыть талант. Главное — поддержка и регулярная практика.

Вдохновляясь великими воспитателями и их талантами, спросите себя: а что нравится вам? Может быть, вы не являетесь талантливым педагогом или известным борцом, но любовь и усердие могут преодолеть любые трудности. Вместе с ребёнком вы всегда можете начать осваивать что-то новое: благодаря вашему жизненному опыту разобраться в деле будет проще, а совместный интерес ещё сильнее объединит вас. Например, занятия спортом или единоборствами могут стать необыкновенно увлекательным общим делом. Так что пробуйте новые направления и открывайте миру свои таланты!
Попробуйте начать с одной привычки уже сегодня: заведите чек-лист на неделю или сделайте плакат и наблюдайте, как растёт мотивация!
Формирование привычек — это процесс, требующий времени и участия родителей. Однако с помощью примера, заботы, сердечного отношения ребёнок может научиться чему угодно.
Алексей Кузин
Автор статьи, тренер по ММА с профильным спортивным и педагогическим образованием
  • Опыт работы с детьми и подростками — 5 лет, среди учеников — чемпион Москвы по панкратиону и победители соревнований по ММА.
  • Регулярно прохожу курсы повышения квалификации и изучаю современные методики тренировок, учитывая возрастные и психологические аспекты развития детей.
«В своих статьях я делюсь практическими наработками и методиками, которые успешно применяю на тренировках. Мои рекомендации основаны на личном опыте и исследованиях в области спортивной педагогики.
При наличии медицинских ограничений советую обращаться к врачу».

Контакты:
📞 Телефон: +79267908509
✉️ Email: spalex89@yandex.ru
📍 Город: Москва, ОСЕ Ясенево
Соцсети:
Telegram - написать
Список литературы:

Maltz, M. (1960). Psycho-Cybernetics. Книга, в которой впервые появилась идея о «21 дне» привыкания, ставшая популярным, но неоднозначно истолкованным мифом о формировании привычек.

Lally, P., Van Jaarsveld, C. H. M., Potts, H. W. W., & Wardle, J. (2010). How are habits formed: Modelling habit formation in the real world. European Journal of Social Psychology, 40(6), 998–1009.
Исследование, показавшее, что формирование устойчивой привычки может занимать от 18 до 254 дней.

Duckworth, A. L., & Seligman, M. E. P. (2005). Self-discipline outdoes IQ in predicting academic performance of adolescents. Psychological Science, 16(12), 939–944.
Исследование, подтверждающее, что самодисциплина и волевые усилия часто оказываются важнее IQ в достижении академических успехов.


Dweck, C. S. (2006). Mindset: The New Psychology of Success. New York: Random House.
Популярная книга Кэрол Двек о «установке на рост» и «установке на данность», где описаны эксперименты, показывающие важность веры в развиваемость способностей.
Вам может быть интересно:
ОСЕ "ЯСЕНЕВО"
Новоясеневский пр-т, дом 24, корпус 4, 4-ый этаж, школа “Синтянь”
Телефон: +7 (495) 532 77 18
Электронная почта: spalex777@mail.ru

Подпишись на новые полезные статьи о воспитании!